Skip to Content

Профессия "Мифотворец"

Дата размещения: 22.03.2009
Автор: lora
Описание: 

Профессия pr-специалиста обросла множеством мифов, делающих ее привлекательной в глазах молодых людей. Однако реальная работа оказывается далека от красивых растиражированных образов. Какие ловушки подстерегают желающих стать пиарщиками, и какие перспективы перед ними открываются?

Многим из вас, наверняка, известен тест «360 градусов», позволяющий оценить человека, задав вопросы о нем его окружению. Традиционно, так как тест используется для оценки профессиональных качеств, принято опрашивать коллегу, начальника, подчиненного (если есть), клиента. Задача — увидеть человека с нескольких сторон и, соединив точки зрения, получить объективный результат. Чтобы оценка получилась максимально объективной, мы будем задавать вопросы и представителю профессии; и работодателю, который нанимает подобного специалиста; и сотруднику кадрового агентства; и представителю учебного заведения, в котором этой профессии обучают.

Профессия глазами коллеги

«В книгах часто пишут про интересную, ошеломительную, наполненную увлекательными мероприятиями красивую жизнь, — говорит Наталья Уварова, руководитель pr-отдела коммуникационной Группы компаний „МедиаПартнер“. — Пресс-конференции, митинги, мозговые штурмы…Сплошной креатив и водоворот событий! Пиарщик в книгах обычно холост, у него масса связей, в том числе личных, он постоянно попадает в истории или влияет на ход истории. Помните, все это — лишь стереотипы; не ориентируйтесь на книги вроде дилогии Сергея Минаева. Он писал на продажу, а не создавал документальную повесть».

Существует и противоположный миф: «Пойду в пиар, а что, работа в офисе, не пыльная, много не спрашивают…сиди себе тихонько в кабинете…». Такие суждения — тоже миф. Тихой и бумажной работы в пиаре не будет никогда. В подавляющем большинстве компаний пиарщик помимо своей работы, должен еще тратить львиную долю энергии и времени на «прошибание» бетонных стен упрямства и непонимания того, что по идее и объяснять-то не надо.

Что получает человек взамен, помимо раздражения своих близких из-за вечного отсутствия дома? Если он по-настоящему любит свое дело и вкладывается в него, то рост будет как профессиональным, так и карьерным. Можно стать заместителем директора по связям с общественностью в крупной компании или советником президента компании. Выбрав работу в коммуникационном агентстве, можно пройти путь от стажера до руководителя подразделения. Если pr-специалист понимает, что вырос, он открывает собственное агентство, хотя здесь мало быть профессиональным пиарщиком, нужно быть еще и бизнесменом. PR-специалисты с именем иногда работают фрилансерами, наемными консультантами, преподают в вузах, пишут книги. И это правильно — зарубежный опыт не годится, нужно транслировать свой.
«В общем, пиарщики — не волшебники, но и прозябать в офисах при правильном отношении к работе мне и моим коллегам точно не грозит. Даже в условиях финансового кризиса», — неунывающе резюмирует Наталья.

Профессия глазами сотрудника кадрового агентства

Основные факторы, влияющие на успешное трудоустройство и уровень зарплаты PR-менеджера — это стаж работы, владение иностранным языком, самостоятельный опыт работы в крупной известной компании, презентабельность, хорошая речь, наработанные контакты со СМИ. Однако многое зависит от конкретного работодателя. «К примеру, одна крупная иностранная компания требует хороший опыт работы на руководящей позиции, владение иностранным языком и готова предоставить своим сотрудникам высокую заработную плату, привлекательный компенсационный пакет, в который будут входить 25–35% годового бонуса, машина, страховка, фитнес, оплата сотового телефона и питания, — комментирует Валентина Ясь, руководитель группы консультантов компании АНКОР в Екатеринбурге. — В то время как другая крупная российская организация не требует знания английского языка, но также готова предоставить таким специалистам достойную заработную плату и компенсационный пакет: оплату сотовой связи и питания, страховку».

Компании становятся более открытыми и публичными (это тенденция ярко обозначилась в 2007 году), а для формирования положительного имиджа на рынке необходима профессиональная PR-деятельность. «Отсюда закономерный прирост заработных плат у менеджера по связям с общественностью, — говорит Валентина Ясь. — Специалист по связям с общественностью в среднем зарабатывает 20 000 рублей в месяц, а менеджер отдела по связям с общественностью — 28 000 рублей».

Профессия глазами работодателя

По мнению Елены Виноградовой, начальника отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ», pr-специалист, во-первых, должен знать и понимать, что такое PR. «Эта профессия уже успела стать модной и очень популярной особенно среди молодого поколения. Несмотря на тот факт, что о пиаре говорят все и везде, ссылаются на него при каждом удобном случае, очень мало людей имеют четкое понимание того, что же за птица такая — связь с общественностью, — и в чем ее главное отличие от рекламы».

Во-вторых, уметь думать и иметь желание учиться. Людям, выбравшим PR своей профессией, предстоит много и кропотливо учиться, «набивать шишки» на собственном опыте. В-третьих, быть организованным, уметь планировать свое рабочее время и расставлять приоритеты. Мнение о том, что эта работа сводится исключительно к общению с различными интересными людьми, посещению презентаций и развлекательных мероприятий, бизнес-ланчам, регулярному чтению «глянца» за рабочим местом и серфингу в Интернете, в корне неправильное. «PR — это, прежде всего, сложная и рутинная работа, которая требует максимального сосредоточения и внимания к деталям. И если что-то не проработано или проработано недостаточно, то под угрозу может быть поставлен весь проект. Работа пиарщика — это ненормированный рабочий день, бешеный ритм, оперативность, цейтнот, работа по выходным и вечерам».

И, наконец, пиарщик должен уметь грамотно излагать свои мысли. Практика показывает, что если ты не умеешь это делать, то тебе не место в этой профессии. «Добавлю, что pr-специалисту полезно понимать специфику отрасли, в которой работает компания, — продолжает Елена Виноградова. — Если сотрудник это понимает, то со временем он становится настоящим „управляющим информацией“, человеком, сочетающим в себе способности стратега и навыки тактика».

Профессия глазами преподавателя

«Если говорить о PR в России как сфере профессиональной деятельности, то, на мой взгляд, она выглядит довольно стройной», — говорит Светлана Болышева, декан факультета связей с общественностью и рекламы УрГУ, доцент. — Еще в начале 90-х возникли и успешно функционируют профессиональные организации — общероссийская РАСО, студенческая РАССО, региональные организации. Год от года фиксируется колоссальный спрос на услуги рынка PR (оборот рынка, по оценке ЦКТ «PRопаганда», в 2007 году составил $ 500 млн.). Существует профессиональная Национальная награда в области развития связей с общественностью в России «Серебряный лучник».

С каждым годом pr-специалисты становятся востребованнее, в наши дни редко какая организация обходится без pr-менеджера или пресс-секретаря. Но при этом нужно помнить о качестве образования будущих специалистов. «К сожалению, наличие огромного числа вузов не гарантирует качественной подготовки кадров, а значит, и пополнения специалистами высокого уровня PR-агентств, внутренних служб по связям с общественностью, в конечном счете, общего уровня качества PR-услуг».

Выпускники школ выбирают эту профессию, скорее, импульсивно, их очаровывает внешняя сторона деятельности — создание праздников, событий, широкие возможности для самореализации. Профессиональный интерес, по мнению Светланы Болышевой, представляет другая группа студентов — заочники или слушатели курсов переподготовки. Как правило, эту форму обучения выбирают специалисты разных сфер деятельности, с разным уровнем образования, профессиональным и социальным опытом. Они приобретают новую, более востребованную на рынке труда профессию. Их привлекает сложность задач, которые ставят клиенты и окружающая реальность, возможность постоянного совершенствования своих интеллектуальных способностей.

«Есть еще одно подводное течение, — добавляет Светлана, — pr-специалист неизбежно подвергается профессиональной и личностной деформации. И, например, отсутствие представлений о профессиональных ценностях не позволяет отличить деятельность в сфере PR от имитации этого вида деятельности. „Черных пиарщиков“ вдохновляет азарт безответственности и пока еще несмелое, молчаливое общественное мнение».

Нечеткий образ pr-специалиста скрыт от большинства из нас густой завесой гламурного тумана. Профессионалы опасаются, что в погоне за миражами, мелькающими в этом тумане, к ним в коллеги по ошибке запишутся далеко не те, кто действительно способен заниматься «связями с общественностью». Но развеять мифы рациональными аргументами, скорее всего, вам не удастся, особенно если убеждаете 18–20 летних людей, только выбирающих свой путь в жизни.

Андрей Попов


!


 

загрузка...

На нашем сайте каждый день новые кастинги в Москве в кино, а также работа и кастинги для моделей .